Методические рекомендации «Организация летней оздоровительной работы в дошкольных учреждениях»

Методические рекомендации

«Организация летней оздоровительной работы в дошкольных учреждениях»

  1. Организация физкультурно — оздоровительной работы

Летнее время является благоприятным периодом для укрепления здоровья детей.

Длительное пребывание на свежем воздухе, имеет укрепляющее и оздоравливающее значение. Благоприятны и условия питания (в меню включаются в большом количестве свежие овощи, фрукты); и условия систематического и разнообразного использования воды для закрепления навыков культуры гигиены; и проведения закаливающих процедур (воздушных, водных, солнечных). Следовательно, летнее время педагогическому и медицинскому коллективам ГОУ следует максимально использовать для укрепления здоровья и закаливания организма. Для этого необходимо разработать здоровьесберегающую систему, с учетом изменившихся условий в каждом дошкольном учреждении города.

Организация подготовительной работы.

С первого июня дошкольные учреждения города переходят на работу в условиях летнего режима. Для этого педагогическому и медицинскому персоналам следует провести подготовительную работу.

Педагогам необходимо разработать для каждой возрастной группы:

—  режим дня;

—  расписание занятий (включив двигательную, музыкальную, художественную деятельности).

Медицинскому персоналу рекомендуется:

— осмотреть всех детей, выделив тех, которые нуждаются по состоянию здоровья в особом режиме, усиленном питании;

— разработать систему закаливания, учитывая условия, состояние здоровья детей в каждой возрастной группе

Воспитание культурно — гигиенических навыков.

Для успешного воспитания навыков культуры гигиены у детей (особенно в летнее время) педагогам и родителям необходимо напомнить эти правила и особенности их формирования в разных возрастных группах. Важно добиваться, чтобы выполнение правил личной гигиены было постоянным и естественным делом каждого ребенка.

В младшем возрасте необходимо использовать дидактические игры, соответствующего содержания, песенки — потешки, стихотворения, рассказы, сказки, картинки. Кроме этого необходимо иметь игровые гигиенические наборы (расческу, полотенце, мыло, салфетку, зубную щетку, пасту, носовой платок, стаканчик и др.). В старшем возрасте необходимо давать разнообразную информацию о личной и общественной гигиене: Как надо беречь свое здоровье и тело летом? Как предупредить простуду? Как оказать помощь себе и другим детям (при ушибе, ссадине, укусе осы, пчелы)? Зачем надо каждый день много гулять и заниматься физической культурой? Как надо себя вести у воды, в лесу? Педагогам рекомендуется использовать приемы, стимулирующие ребенка к действию: создавать проблемные ситуации, упражнять в выполнении разных практических действий, экспериментировать. Можно организовать и провести развлечение на тему: «Праздник песка и воды» или «Прекрасное и удивительное вокруг нас», или «День добрых дел». Однако надо помнить, что наиболее действенным средством воспитания культуры гигиены для детей дошкольного возраста является образец взрослого.

Вся информация дается детям в повседневной жизни, а закрепляется на занятиях по физической культуре, ознакомлению с окружающим, экологическому образованию, трудовому воспитанию, игровой деятельности. В содержание целесообразно включать краткую беседу, обыгрывание ситуации, прослушивание и заучивание песен и сценок, отрабатывать технику выполнения движений и упражнений. Следует помнить, что успех дела будет зависеть не столько от специально организованных занятий (их количество минимальное) сколько от умело использованных возникающих педагогических ситуаций, в которых дети могут наблюдать, сравнивать, а самое важное действовать. Необходимо помнить — задача педагога не только дать детям знания, а главное воспитать у них желание и сформировать навык быть аккуратным и здоровым.

Закаливание

С целью тренировки защитных сил организма и повышения его устойчивости к неблагоприятным природным условиям в летнее время следует уделить особое внимание организации и проведению закаливающих процедур. Лето – самое благоприятное время для проведения закаливания. В каждой возрастной группе следует разработать свою систему закаливания.

Начинать проведение любой процедуры можно только со здоровыми детьми. Все рекомендации педагогам и родителям обязан дать медицинский персонал.

Максимальное пребывание детей на свежем воздухе – это процедура укрепляет органы дыхания, усиливает кровообращение, повышает аппетит, положительно влияет на работоспособность детей. Одежда детей должна быть легкой, не стеснять их движения, одновременно защищать от ветра и солнечных лучей, на голове должна быть панама или легкая кепка.

Во время прогулки в летнее время рекомендуется принимать воздушные ванны при температуре воздуха не ниже 20 градусов. Продолжительность первых процедур не более 10-15 мину, постепенно она увеличивается до 30 минут. В безветренные дни некоторые дети (показатели определяет врач) старшего возраста могут весь день проводить на воздухе в трусах, одеваясь лишь при изменении погодных условий. Воздушные ванны рекомендуется проводить, сочетая с режимными моментами, которые проводятся в движении (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия и т. д.).

Солнечные ванны действуют сильнее, чем воздушные, поэтому использовать их надо с большой осторожностью (после консультации с врачом). Продолжительность их должна быть различной в зависимости от возраста и особенностей здоровья ребенка. Принимать ванны нужно один раз в день, через 1 – 1, 5 часа после еды, лежа или в движении. Лучшим временем для приема солнечных ванн считается 11 – 11.30. часов. Солнечные ванны хорошо сочетать с воздушными.

Босохождение является эффективным средством закаливания, а также средством формирования свода стопы. В летнее время ходьба босиком проводится по хорошо очищенному грунту, траве, гравию, песку. Эту процедуру нужно начинать проводить в жаркие дни. Первые процедуры 2-3 минуты, постепенно время увеличивается до 10-12минут. Для детей 5-7 лет хорошо проводить босиком утреннюю гимнастику.

Закаливание водой.

Наибольший оздоровительный эффект создается при использовании водных процедур в повседневной жизни, при формировании навыков личной гигиены: умывание холодной водой после сна, мытье рук после туалета; прогулки; перед едой; полоскание рта и горла после каждого приема пищи (кипяченой водой комнатной температуры). Специальные закаливающие процедуры водой назначаются для каждой группы медицинскими работниками. Это могут быть: местное влажное обтирание, обливание, хождение по влажной ткани, уложенной на массажный коврик, купание в летнем бассейне. Купание в открытых водоемах и обливание детей, как закаливающие процедуры следует рекомендовать проводить родителям. Методика проведения специальных водных процедур дается медицинскими работниками.

Двигательный режим.

Летом условия особенно благоприятные для работы по развитию движений. Вопросы правильного руководства и выбор наиболее педагогически обоснованных форм — вот вопросы, которые должны занимать воспитателя и воспитателя по физической культуре. Основными средствами воспитания и развития движений у дошкольников летом должны стать: подвижная игра, игровые упражнения, игры — забавы, физкультурные упражнения, спортивные игры, «школа мяча», «школа скакалки», игры- эстафеты, спортивные развлечения, Педагогам следует отдать предпочтение тем играм, которые являются занимательными, способными своим содержанием увлечь ребенка, а не надуманными игровыми движениями. Один раз в неделю возможно проведение тематического развлечения, например, «День цветов», «Праздник мяча», «Праздник скакалки», «Встреча со сказкой», «День добрых дел» и др., Надо, чтобы ребенок, играя, совершал полезные для него разнообразные движения. При выборе игр, упражнений и других двигательных форм следует учитывать не только возраст, но и индивидуальные особенности, и физические силы отдельных детей, степень организованности и дисциплинированности группы, уровень двигательных умений. Детям легко возбудимым давать более спокойные игры, вялым наоборот. Во время двигательных действий следует следить, чтобы дети не доходили до чрезмерного возбуждения, легкая усталость в двигательных мероприятиях неизбежна.

Гимнастическим упражнениям для отдельных групп мышц должно быть отведено скромное место. Они являются уместными в тех случаях, когда у ребенка нет автоматизированного навыка, наблюдается вялость отдельных мышечных групп. Проведение упражнений следует организовывать индивидуально или небольшими подгруппами, педагогам следует воздерживаться от частых замечаний детям.

1 июня в «День защиты детей» в дошкольных учреждениях следует провести летний спортивный праздник. Физкультурные досуги рекомендуются проводить еженедельно.

  1. Организация летних прогулок

Организация наблюдений за неживой природой.

Наблюдения за изменениями погоды. Старшие дошколь­ники продолжают обогащать и закреплять свой «погодный» словарь. Надо стремиться к тому, чтобы они точно описыва­ли погоду, активнее используя в своей речи эпитеты, образные выражения.

Летний словарь: жарко — жара — жарища — жаркий день — жарко печет солнце — жарко, как в печке.

Летний дождик — чем он отличается от дождя весеннего, осеннего? Почему иногда летний дождик называется гриб­ным?

Летнее небо: какого оно цвета? Иногда оно ярко-голубое, а иногда эта голубизна кажется поблекшей, выцветшей. Отче­го? Может, от яркого и жаркого летнего солнца выцвело небо, как выцветает ткань?

Облака: детям всегда интересно пофантазировать о фор­ме облаков, найти ей аналоги в мире животных или растений. Нужно поощрять интересные детские высказывания и образ­ные выражения, которые они применяют в своей речи.

И опять же логично задаться вопросом: а почему летом так жарко, а зимой наоборот холодно? Этот вопрос будет перекли­каться с наблюдениями за продолжительностью дня летом.

 

Наблюдения за продолжительностью дня летом.

А поче­му, в самом деле, летом так поздно темнеет. Мы уже ложимся
спать, а за окном не так уж и темно? А почему зимой, когда мы
еще только идем из садика, уже темнота на улице и горят все
фонари? Старшим дошкольникам уже вполне можно объяс­нить, что и жаркая погода, и долгий день летом связаны с тем, что сейчас наша планета получает больше солнечного света и тепла.

Наблюдения за дождем.

Старшим дошкольникам уже можно объяснить: почему идет дождь? Как получаются тучи? А отчего гремит гром и сверкает молния? Отвечая на вопросы, можно ненавязчиво обучить детей правилам безопасного по­ведения во время грозы.

Наблюдения за землей, за почвой

Почва растениям — деревьям, кустарникам, травам и цветам — необходима, пото­му что именно из нее все они получают свою пищу — влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если бу­дет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Ка­кой становится почва, когда идет дождь или мы поливаем ее из лейки? Зачем нужно рыхлить почву? Кто, кроме человека, рыхлит ее?

  1. Организация наблюдений за живой природой

Наблюдения за растениями.

Мы вспоминаем с ребята­ми, что огромное царство растений делится на три государст­ва: государство деревьев, государство кустарников, государство трав и цветов. На участке или во время экскурсии в парк или лес можно прекрасно рассмотреть отличительные призна­ки представителей каждого государства, вспомнить названия некоторых растений.

Дети узнают или повторяют, что условия, необходимые для роста растений — это солнечный свет, вода, тепло. Можно провести опыты, иллюстрирующие это положение.

Весной дети имели возможность наблюдать за тем, как оживает и просыпается растение после зимнего сна, как распу­скаются почки, появляются первая трава и цветы. Теперь они видят, как цветут растения, и после цветения образуются их плоды и семена. Дети могут сами убедиться, насколько разно­образны семена у различных растений.

Целесообразно поиграть с детьми в игру «Почему они так называются?». Это позволит им легче ориентироваться в мире растений, разовьет речь и обогатит ее образными выражениями.

Наблюдения за птицами.

Наблюдения за повадками различных птиц даст многое пытливому уму ребенка.

Есть такая примета: если ласточки летают низко — значит, быть дождю. А почему? Оказывается, есть простое объясне­ние. Перед дождем воздух насыщается влагой, становится тя­желым. Насекомые — основная пища ласточек – опускаются ниже, к земле. Вот и приходится ласточкам добывать себе пропитание, опускаясь к земле вместе с насекомыми

Интересно также посмотреть, как птицы выкармливают своих птенцов. Самих птенчиков дети, конечно, не увидят — ведь гнезда расположены достаточно высоко. Но зато они смогут понаблюдать за постоянно снующими около гнезда взрослыми птицами, которые приносят корм своим птенцам.

Наблюдения за насекомыми.

Детям интересно будет на­блюдать, как бабочки сосут нектар из цветов своим длинным хоботком, словно через соломинку. У бабочек очень красивый узор на крылышках — один из самых красивых, среди создан­ных природой. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать.

Можно объяснить детям, что бабочки откладывают яич­ки, из этих яичек потом вылупляются гусеницы, которые по­едают листья растений. Позже гусеницы опутывают себя ни­тью, выделяемой из брюшка, и превращаются в куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки.

Наблюдая за жуками, помогите детям установить общее в их строении: 6 лапок и 4 крыла.

 

  1. Организация летних опытов.

Опыты с водой.

Интересны детям опыты с растворени­ем красок в воде. Они видят, что чем больше краски добавля­ется в воду, тем интенсивнее становится ее цвет. А добавление к уже имеющемуся раствору краски другого цвета дает неожи­данные оттенки, которым дети будут с удовольствием приду­мывать названия.

Экспериментируя с водой, дети убеждаются в том, что во­да не имеет собственной формы, а приобретает форму того со­суда, в который налита.

Старшие дошкольники могут экспериментировать с мер­ной чашечкой, сравнивая объем разных сосудов. Это станет для одних хорошим закреплением темы «Измерения с помо­щью условной мерки», а для других — пропедевтикой подоб­ных измерений.

Опыты с песком.

Одно из основных свойств сухого песка — сыпучесть. Он тоже не имеет своей собственной фор­мы: форма изменяется с каждым новым сосудом, в который его помещают. А что будет, если песок намочить? Тогда он перестанет быть сыпучим. Из влажного песка можно лепить куличики, создавать разные фигурки с помощью песочных формочек.

  1. Лето в народном календаре.

Старшим дошкольникам будет очень полезно ознако­миться со старинными народными названиями летних меся­цев, очень точными с точки зрения природных изменений.

Например, июнь в народном календаре носит имя кресец.  «Крес» означает небесный огонь, жаркое летнее солнце. За яр­кость и красоту цветения, царящую в природе, июнь называли еще и червень, то есть червленый, красный, красивый.

Июль за свою красоту, жару, благодатность получил в на­роде несколько названий сенозарник, жарпик, липец, отрадник, серпень.

Август — по-русски зарев, зорничник. Такое название дано ему за яркие, но уже прохладные зори, блестящие от холод­ных рос.

  1. Организация детского творчества

В летний период воспитатели продолжают работу с детьми по формированию конструкторских способностей. Ребятам предлагают настольные строительные наборы, конструкторы, соответствующие возрасту, занимательные игры-головоломки, дидактические пособия (по плоскостному моделированию, на­боры чертежей с разными конструкторскими задачами и пр.). Удобнее организовывать данную деятельность на верандах, в беседках, чтобы исключить потерю мелких деталей и частей.

Основное внимание уделяется организации самой характерной детской деятельности в летний период — строительству из песка. В процессе данной работы развиваются творческие, иссле­довательские, конструктивные способности ребят, воображение, эстетический вкус. Дошкольники учатся умению действовать сообща, у них формируются навыки самостоятельной  деятельнос­ти, гуманные чувства и положительные взаимоотношения друг с другом. И наконец, здесь большие возможности в формировании у дошкольников стремления к самовыражению, взаимообучению и самоуправлению, а это в свою очередь способствует активиза­ции детской социальной целенаправленной деятельности.

Самым главным условием для организации данной работы является подготовка песка. Он должен быть чистым (при необ­ходимости просеянным) и влажным. Для детей младших групп детского сада нецелесообразно отводить для данной работы большие площади, поскольку малыши не создают крупных сю­жетных построек, объединяя их общим содержанием, действия их чаще носят процессуальный характер, постройки еще несовер­шенны и просты!. Поэтому удобными считаются небольшие пе­реносные песочницы на ножках (1 м 20 см х 1 м 20 см, высо­та 50-60 см). Желательно, чтобы на участке было две-три такие песочницы. Они могут иметь любую форму, съемные зонтики. Дно песочницы удобно изготовлять из листового железа, поскольку дерево быстро гниет от постоянной влаги.

Песок периодически промывается из шланга (вода при этом свободно стекает). При необходимости такие песочницы можно накрывать полиэтиленовой пленкой для защиты песка от загряз­нения.

Для детей средней группы на участке используют подобные переносные песочницы. Желательно иметь их четыре. Опыт показывает, что лучше сдвигать песочницы по две, поскольку дети собираются в игре в небольшие группы, начинают объединять свои постройки общим содержанием. (Например: несколь­ко ребят в одной песочнице строят комнату, а другие в соседней ­ — улицу, садик, после чего сообща обыгрывают постройки.)

Для детей старшего дошкольного возраста необходимо большое количе­ство песка, значительные площади для организации строительной деятельн­ости (3х4м). Ведь дети уже созда­ют крупные; коллективные построй­ки, объединяются в большие группы, развертывают интересные сюжеты игр в песке. Постройки носят содер­жательный, творческий характер, отличаются конструктивной сложност­ью. Ребята сами следят за чистотой песка, его подготовленностью к работе. Дети работают аккуратно, не пачк­ая одежду, обувь (в теплую погоду грают в песке босиком), приучены мыть руки при необходимости без напоминания. Поэтому для органи­зации деятельности детей старшего дошкольного возраста можно стро­го различные песочные дворики прямо на земле.

Обычно дворики размещают под деревьями, чтобы оградить играющих детей от перегрева на солнце, а песок от пересыхания. При отсутствии де­ревьев рекомендуются теневые зон­ты. Не устраивайте песочные двори­ки в постоянной тени: в прохлад­ное время здесь будет сыро, холодно, неуютно. Кроме того, солнце – источник борьбы с различными вредо­носными организмами. Хорошо заре­комендовали себя дворики из пень­ков. (Бревно распиливается на отрезки, которые вкапываются в зем­лю тесно друг к другу по любому очертанию.) Они могут быть сдела­ны и из лежащих бревен, из досок, могут иметь любую форму.

Приучайте ребят бережно отно­ситься к материалу, не разносить песок по участку. В том случае, если в песочном дворике не оста­ется постройка, напоминайте детям, что, уходя с участка, надо сгребать песок в кучу.

Для работы с песком детям млад­шего дошкольного возраста можно предлагать пластмассовые ведра, со­вки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополни­тельные материалы: дощечки, фанер­ные трафареты, изображающие лю­дей, знакомых детям животных, транспортные средства. Можно предложить малышам для игры ку­кольную посуду, куски клеенки, цвет­ной пленки, фанерные пластины для изготовления на них куличиков.

Для организации строительства из песка в средней группе исполь­зуются те же материалы с увеличе­нием количества различных дополнительных средств: пластин из фанеры разного размера и формы, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), при­родного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.).

Для организации конструктивной деятельности детям старшего до­школьного возраста предлагайте бо­лее мелкие игрушки, отвечающие детским представлениям, увеличьте количество дополнительного мате­риала и разнообразьте его. Это мо­гут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в обо­лочке), различные пластмассовые и металлические коробки, банки раз­ной формы и размера для формовки и др. Детям уже можно предлагать для строительства емкости, которые они наполняют водой, и организо­вывать игры с водой в песке. Мож­но использовать полиэтиленовую пленку, которой ребята выстилают дно сооружений, создавая бассейны, пруды, озера, реки, и разыгрывают сюжеты игр.

Чтобы дать детской деятельнос­ти правильное направление, педаго­ги обогащают их опыт различными знаниями, впечатлениями, умениями. Для этого используются известные методы (наблюдение, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы об увиденном, рассматрива­ние иллюстраций, просмотр диа­фильмов, диапозитивов и др.), что дает возможность познакомить ре­бят с различными видами архитек­туры, особенностями сооружений, обогатить их представление о раз­ных видах транспорта, о людях раз­ных профессий и т. д.

Организуя работу, педагоги часто сами включаются в строительство; объясняют, показывают приемы ра­боты с материалом, помогают детям развивать сюжеты игр. Развитию интереса к строительству способ­ствует привлечение детей к изго­товлению различных поделок для обыгрывания построек.

Воспитатели стремятся применять в работе такие приемы, которые спо­собствуют развитию у ребят изобре­тательности, стремления к творческо­му поиску. Например, «Что нужно сделать, чтобы зайка поместился в твоем домике?», — спрашивают ма­лыша. «Догадайтесь, как из горки сделать мост?» — вопрос к детям сред­ней группы. «Придумайте, как с помо­щью шланга провести водопровод, чтобы налить воды в этот бассейн. Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?» (воткнуть между ними палочки-стержни) ­вопросы к ребятам старшего до­школьного возраста.

В процессе строительства педаго­ги стремятся целенаправленно фор­мировать у ребят навыки общения. В группах младшего дошкольного возраста детей продолжают учить действиям с песком, умению выра­жать свои мысли и желания, что способствует развитию навыков общения: «Пригласи поиграть! По­благодари за помощь!» Воспитатели стимулируют желание малышей участвовать в совместных играх, дают возможность ощущать радость от совместных действий (пример: «Ходят друг к другу в гости с кук­лами, угощают их «пряниками», «пи­рожными» из песка»).

В группах младшего дошкольного возраста педагоги развивают не только навыки индивидуальной са­мостоятельности, но взаимопомощи и взаимообучения: «Научи Наташу строить дорогу!» Формируют у ма­лышей устойчивые мотивы к актив­ной совместной деятельности (при­мер: сюжетно-ролевая игра «Конди­терский магазин»).

В работе с детьми среднего до­школьного возраста воспитатели ста­вят основной задачей формирование у ребят определенной самостоятель­ности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком (небольшие подгруппы из 3-4 детей). Ребят учат ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, само­стоятельно или с помощью взросло­го планировать работу, вместе строить, объединяя свои постройки об­щим сюжетом, добиваться конечной цели. Поощряют высказывать свое мнение, выслушивать других, не кон­фликтовать, подчинять свои желания желаниям товарищей, с которыми строишь. Основными методами и приемами при этом являются совме­стное обсуждение конфликтных си­туаций, включение педагога в дея­тельность ребят, пример его общения с детьми.

Воспитатели постоянно поощря­ют коллективное строительство: «Как дружно вы трудитесь! Какой красивый город построили! Хорошо бы сохранить постройку, а сегодня вечером продолжить работу, сде­лать пруд, пляж, посадить парк». Та­кие предложения служат для детей программой созидания, учат бережно относиться к результатам обще­го труда.

В группах старшего дошкольного возраста у детей должны быть сфор­мированы навыки совместного строи­тельства. Чтобы ребята объединились в большие подгруппы, постройки име­ли интересное содержание и многооб­разие в соответствии с их умениями и представлениями, необходимо совме­стное обсуждение работы, поэтому воспитатели побуждают, направляют детей сначала к обговариванию дея­тельности, затем к ее планированию. При этом особенно действенным при­емом в совместном строительстве больших объединений ребят является предложение детям выбирать пооче­редно бригадиров, которые учатся на­правлять общую деятельность к еди­ной цели. Важная воспитательная за­дача в процессе строительства в старшем дошкольном возрасте состо­ит в том, чтобы дать возможность ут­вердиться каждому ребенку в том. что он может стать лидером.

Педагоги не допускают, когда ребята бесцельно копаются в песке, скучая при этом, когда от скуки развиваются игры с отрицательным содержанием (кидаются друг в друга песком, валя­ются, закапываются и др.). Воспитате­ли стремятся организовать деятель­ность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.

Тематика построек из песка пере­кликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов, что дает возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов.

В группах младшего возраста воспитатели учат малышей сгребать песок в небольшие кучки с помо­щью совков и лопаток, утрамбовы­вать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки и мастерить пи­рожки, пряники, торты и другие уго­щения для кукол.

Можно научить малышей стро­ить будку для игрушечной собачки. Воспитатель сгребает песок в куч­ку, уплотняет ее и делает в ней уг­лубление совком у ее основания, предлагает малышу поместить в нее собачку. Научить проводить в песке дорожку, продвигая по нему дощечку, лежащую плашмя, и слегка придавливая ее к песку. После чего вместе с детьми воспитатель делает на дорожке кочки (кучки) и ямки, и постройка обыгрывается, например, с использованием народной потешки. Воспитатель продвигает по дорожке игрушку, приговаривая: (По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке в ямку — бух!»Малышей продолжают учить приему формовки. Воспитатель по­казывает, как набирать полную фор­му, уплотнять в ней песок, опроки­дывать ее, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повре­див куличик. Таким образом, фор­муются торты, башни, домики. Мож­но научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью до­щечки на ней прокладываются спус­ки у горки (аналогично строитель­ству дорожки). После этого можно научить малышей строить скамееч­ку, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика, стоящих рядом, накладывается пластина). Можно научить детей строить заборчики;: сгребая песок с двух сторон руками и уплотняя его, постепенно надстраивая сооружение в длину по направлению к себе.

В средней группе педагоги закрепляют у детей умение формировать различные детали, сооружая неслож­ные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема. Сначала формуется основание — самая крупная деталь, на нее водружается деталь поменьше и за­вершает башню самая маленькая, ко­торая украшается флажком.

Ребят продолжают учить само­стоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, загоны и др. На одинаковом расстоянии устанавли­ваются куличики, а между ними вставляются палочки, либо несколь­ко в ряд, либо по одной, горизон­тально, один конец вставляется в боковую часть одного куличика, дру­гой в соседний.

Используя кубические формы, дети строят дома, украшая цветными окнами, вдавливая в пе­сок кусочки разноцветного оргстек­ла. (Чтобы окошко лучше держа­лось, верхнюю часть его вдавливают глубже). Особенно ребята — любят вдвоем рыть в песочных кучах тон­нели с двух сторон, пока не соединя­ются внутри кучи руки.

Дети продолжают строить мебель, украшают «комнаты» различными дополнительными материалами. Воспитатели побуждают детей к иг­рать с постройкой, при необходимост­и подсказывают сюжеты, помогают их развивать.

Детей старшей группы учат со­оружать из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатели объясняют, как вырезать с помощью лопаток или дощечек из утрамбо­ванной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и т. д. У де­тей при этом развивается умение организовывать пространство, предви­деть размер и форму будущего со­оружения.

Ребята приспосабливают для формовки самые различные материалы. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, по­лых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диа­метра (в данном случае форма не перевора4ивается, а снимается, под­нимается вверх).

Дети строят высотные дома, двор­цы, терема, театры, ракетодромы, про­кладывают железные дороги, соору­жают бассейны, озера. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями. На­пример, цилиндрические высотные дома делают с лоджиями,  вставляя сверху вниз на одинаковом расстоянии одинаковые кусочки оргстекла или фанеры, устанав­ливают на зданиях телевизионные антенны из цветной проволоки, про­кладывают провода между мачтами уличных фонарей. В процессе стро­ительства ребята сочетают различ­ные способы работы с песком.Педагоги побуждают ребят стро­ить по разным темам (порт, детский сад, микрорайон и др.), по знакомым сказкам (например, «Царевна-ля­гушка», «Заячья избушка», «Снежная королева» и др.) и разыгрывать ска­зочные сюжеты. Детям предлагают в качестве образцов для строитель­ства фотографии, рисунки с изобра­жением различных сооружений.

В подготовительной к школе группе у детей закрепляют приоб­ретенные навыки. Можно научить ребят новому приему работы с пес­ком. Песок насыпается в ведро, смешивается с водой, затем детям предлагается набирать получившуюся, как любят говорить дети, «кашу-­малашу» в ладошки и выпускать струйкой, песок при этом ложится узорами, благодаря этому приему можно строить высокие дворцы, зам­ки, башни и другие сооружения ко­нусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.

Осуществляя обучение детей, пе­дагоги все больше опираются на их опыт, знания, умения, стремятся раз­вивать у ребят сообразительность, смекалку, творчество. Таким обра­зом, действуя, экспериментируя с песком и водой, дошкольники чувственным путем, познают их каче­ства, а воспитатели расширяют по­нятия детей, их опыт, формируют умения, воспитывают.